В Стратегии инновационного развития Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ №2227-р от 8 декабря 2011 года, владение иностранными языками, способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению определены в качестве одной из четырех задач в области развития инновационного образования.
Согласно опросу Фонда «Общественное Мнение», 57% россиян в той или иной мере владеют иностранными языками. В то же время, по некоторым данным, в Дагестане иностранными языками хотя бы на бытовом уровне владеет не более 1% населения (в основном, жители Махачкалы). В свете перспектив включения РД в мировое экономическое и культурное пространство, намеченных Главой Республики Дагестан, данный показатель вызывает серьезную озабоченность.
Обеспокоенность общественности РД вызывает и то обстоятельство, что ситуация с изучением иностранных языков в городах и крупных населенных пунктах Республики, с одной стороны, и ее сельских школах – с другой, резко отличается. Для выпускников сельских школ перспективы сдачи ЕГЭ по иностранному языку и возможности получения дальнейшего образования значительно хуже, чем для выпускников городских школ. Это во многом объясняется уровнем преподавания иностранных языков в сельской школе, где учителя, помимо планового повышения квалификации один раз в несколько лет, не имеют иных возможностей для повышения методического уровня и совершенствования своих иноязычных компетенций. Данная проблема требует безотлагательного решения особенно с учетом предстоящего введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку в 2022 году, анонсированного Минобрнауки Российской Федерации.
В этой связи чрезвычайно актуальной представляется задача оказания на постоянной основе ресурсно-методической помощи учителям иностранных языков сельских школ со стороны профильных факультетов вузов Республики, в частности факультета иностранных языков Дагестанского государственного университета. В современных условиях такая помощь может оказываться дистанционно, на базе специально созданного интернет портала, с разделами, посвященными современным подходам к преподаванию иностранных языков, языковым ресурсам, методикам подготовки к ЕГЭ и другим востребованным направлениям. Важнейшее условие эффективности работы портала – его интерактивные возможности, позволяющие установить обратную связь с учителями иностранных языков, оперативно реагировать на их образовательные запросы с использованием, в том числе возможностей видеоконференцсвязи.
На факультете иностранных языков ДГУ накоплен значительный опыт использования дистанционных образовательных технологий, в частности, технологий Web 2.0, приобретенный в рамках выполнения грантов на разработку данных технологий и их внедрение в преподавание иностранных языков в течение последних трех лет. Данный опыт позволит осуществить на практике сетевое взаимодействие образовательных организаций разного уровня – школы и вуза.
Функционирование специализированного портала не исключает возможности личного профессионального общения с учителями иностранных языков, которая будет реализована с помощью специально организованных мероприятий на факультете иностранных языков ДГУ в каникулярное время: круглых столов, консультаций, тренингов, мастер-классов.
Данные мероприятия в комплексе позволят поднять на качественно новый уровень преподавание иностранных языков в сельский школах Республики Дагестан, улучшить перспективы сдачи ЕГЭ по иностранному языку их выпускниками, будут способствовать популяризации изучения иностранных языков на селе и, в перспективе, обеспечению кадрами сельских школ республики, в настоящее время не укомплектованных учителями иностранного языка. Использование информационно-коммуникационных технологий при реализации проекта позволит повысить информационную культуру учителей сельских школ и их учеников.