26-27 сентября 2016 года на факультете иностранных языков состоялся двухдневный научно-методический семинар под руководством Президента Межрегиональной ассоциации учителей и преподавателей немецкого языка (МАУПН) Галины Валентиновны Перфиловой. В семинаре приняли участие не только преподаватели, студенты и магистранты ФИЯ, но и преподаватели межфакультетских кафедр иностранных языков, а также учителя школ республики.
В первый день в увлекательном интерактивном формате обсуждалось содержание ФГОС третьего поколения и новации в изучении немецкого языка. Если раньше участниками образовательного процесса были «обучающий» и «обучаемый», то теперь основной акцент делается на партнерские отношения между учителем и учениками, преподавателем и студентами: сегодня это уже «обучающий» и «обучающиеся». Сегодняшние ФГОС, по мнению Галины Валентиновны, соответствуют общеевропейским и мировым стандартам. Современный учебный процесс должен быть ориентирован на результат: ФГОС по иностранным языкам всех уровней образования включают в себя конкретный перечень компетенций, соотносимых с определенным уровнем Общеевропейской шкалы достижений в изучении иностранного языка.
По мнению Г.В. Перфиловой, обучающие и обучающиеся не всегда понимают, что стоит за буквами и цифрами, обозначающими уровни владения иностранным языком. Сегодня на первый план выходят навыки и умения, а знания должны добываться самостоятельно. Для достижения планируемых результатов необходимо «осознание новой парадигмы: учиться учить, обеспечивая автономность, ответственность, партнерство, самооценку, рефлексию, самостоятельное построение образовательной траектории».
Галина Валентиновна дала мастер-класс по введению нового грамматического материала, показав возможности внедрения современных методик в учебный процесс. Гостья также продемонстрировала личностно-ориентированный подход при формировании коммуникативной компетенции в чтении на материале одного из рассказов Ханса Манца.
Второй день работы семинара был посвящен путям достижения планируемых результатов – компетенциям учителя немецкого языка, к числу которых Г.В. Перфилова отнесла ознакомление обучающихся с учебными целями; разделение ответственности за результат обучения с обучающимися; осознание обучающимися прагматической ценности обучения языку; роль учителя как партнера и консультанта; создание на уроках доброжелательной атмосферы; умение управлять учебным процессом на занятии, не доминируя; делегирование заданий обучающимся; обсуждение и рефлексия учебных ситуаций и учебных целей с обучающимися; объективная оценка.
Обсуждая с участниками семинара основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются учителя немецкого языка, Галина Валентиновна дала некоторые рекомендации по тому, как можно изменить ситуацию, и призвала активнее работать с родителями и детьми. В рамках семинара был также показан фильм об уроке немецкого языка, который победил в марафоне «Учить немецкий легко и весело».
Галина Валентиновна рассказала о проектах по академическому обмену учеников и студентов, призвав коллег активно участвовать в мероприятиях МАУПН. Осенью этого года Ассоциация планирует проведение ряда мероприятий в рамках проекта «Больше языков – больше эффективности». Его цель – заинтересовать руководителей учебных заведений, побудить их принять решение в пользу немецкого языка как первого второго иностранного. Интерактивный научно-методический семинар Г.В. Перфиловой вызвал большой интерес у преподавателей и учителей немецкого языка, а также у всех, кто его посетил. Надеемся, что он станет отправной точкой в деле создания регионального отделения МАУПН в Дагестане, послужит стимулом для преподавателей и учителей иностранных языков в работе над повышением своего профессионального мастерства.